Методические рекомендации

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Проблема здоровья учащихся сегодня стоит настолько остро, что педагоги вправе поставить вопрос: что важнее физическое состояние или обучение. Многочисленные исследования и наблюдения последних лет показывают, что 25-30% детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, причем часто встречаются серьезные заболевания: сахарный диабет, гастрит, грыжа, неврозы и др.

За период обучения в школе здоровых детей уменьшается в четыре раза. И здесь опять возникает вопрос: чья эта проблема медиков или родителей? Так как ведущим фактором здоровья является образ жизни, культура, школа обязана создавать для обучающихся такие условия обучения, которые способствует сохранению здоровья. В этой сложной ситуации необходимо учитывать:

1) возрастные и индивидуальные особенности;

2) сложности школьных программ;

3) условия обучения;

4) условия семейного воспитания.

Достаточно большой педагогический опыт работы учителя начальных классов, наблюдения за  самыми маленькими учениками позволяют мне попытаться раскрыть свое ведение проблем адаптации в начальной школе.

Как известно, современный ребенок 6,5 -7 лет, поступающий в школу, существенно отличается от своего сверстника нескольких десятилетий назад. В какой-то степени и на детей этого  возраста оказало влияние явление под названием акселерация, то есть ускорение роста и развития. Тем не менее, уровень развития ребенка 6,5 лет значительно отличается от развития  7-летнего ребенка, возраста, в котором начинается школьное обучение.

Не все дети, достигшие 6,5 лет,  по медико-педагогическим критериям могут начать учебу без ущерба для здоровья и дальнейшего развития.

Чтобы исключить неблагоприятные последствия обучения, врачами и педагогами должна определять функциональная готовность к школе, должно оцениваться здоровье на основании углубленного медицинского осмотра детским врачом с привлечением невропатолога, окулиста, хирурга и др. Но очень часто на практике мы об этом забываем, что негативно сказывается прежде всего на здоровье ребенка.

Нельзя забывать и то, что с приходом в школу изменяется весь образ жизни и деятельности ребенка. Первый год обучения является одним из существенных переломных периодов в его жизни. От того, как пойдет приспособление (адаптация), привыкание к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, успешность учебы в начальной школе и в последующие годы.

Начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. Поэтому в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, плаксивость, нарушение сна. Нередко бывают тошнота, рвота, носовые кровотечения, снижаются аппетит и масса тела ребенка. Случаются и трудности психологического характера, такие, как например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, к учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

К нашей  общей беде, в настоящее время в значительной мере утрачена связь начальной школы с дошкольными учреждениями. Часто учитель, принимая ребенка в 1 класс, ничего не знает о нем, кроме формальных сведений. Это затрудняет процесс адаптации и приводит к серьезным просчетам в работе. Для себя эту проблему я решаю так: еще в период подготовительных занятий провожу беседу – лекцию с родителями «Готов ли ваш ребенок к школе?», в ходе которой, родители четко начинают понимать виды подготовки к школе: специальную (чтение, письмо, счет) и психологическую. Ведь именно психологическая готовность является ведущей в первые месяцы обучения: неумение ребенка следить за своими вещами, быстро готовиться к уроку, сидеть и слушать, работать под руководством учителя, приводит к тому, что ребенку делается много замечаний, что вызывает у него негативное отношение к процессу обучения и к школе вообще. Далее на первом родительском собрании с целью глубокого изучения своих учеников провожу анкетирование. В анкетах родители отвечают на вопросы:

1) как прошли роды, когда ребенок начал говорить, как развивался;

2) особенности поведения ребенка в коллективе, отношения с детьми;

3) особенности ночного сна (сон спокойный, выкрикивает ли во сне, страдает ли энурезом и т.д.);

4) работоспособность (во время занятий работает с желанием, быстро отвлекается);

5) состояние и характер памяти;

 6) развитие речи (нуждается ли в помощи логопеда);

7) состояние здоровья.

На основании анкетных данных провожу индивидуальные беседы с родителями, и это помогает мне в работе.

Настраиваю родителей на то, чтобы они не запугивали детей школой («вот в школе» и т.д.), а наоборот, чаще были рядом с ребенком.

Сегодня школа диктует ДОУ свои взгляды на то, как готовить ребенка к школе. Такой подход решить проблему сверху - вниз приводит к тому, что в дошкольных учреждениях неизбежно увеличивается количество обязательных занятий и ведет к перегрузке детей – это изначально вызывает у детей не любовь к учению; содержание знаний по математике, обучению грамоте из школьной программы перемещается в детских сады; вместе с тем недостаточно внимание уделяется развитию детской речи, общих познавательных процессов детей.

И как следствие  - состояние физического и психического здоровья детей из года в год ухудшается.

Дети пришли в 1 класс, не наигравшись в любимые игры и игрушки. Их заставляли много работать в детском саду, а школа предъявляет новые, большие и разнообразные требования к организму ребенка – интеллектуальные, физические и социальные. Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду. Изменяется весь уклад его жизни. Ежедневные учебные занятия требуют напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы и, кроме того, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Для ребенка очень трудна статическая нагрузка. Уроки в школе, увлечение телепередачами, играми за компьютером, реже занятиями иностранным языком, музыкой приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в 2 раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой. Мы, учителя-практики, задаем себе вопросы: сколько в них энергии?, сколько они могут бегать, играть? А ведь дети где-то должны двигаться. Практика показывает следующее: если вовремя не проводить 2 физкульминутки на уроке, то эффективность данного занятия будет равна нулю.

Ребенка, пришедшего впервые  в школу, окружает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые «не умеют принимать помощь учителя», и это сказывается на результатах обучения. Первоклассникам необходимо научиться выполнять требования школьной дисциплины.

Основная масса детей 6,5 лет по уровню интеллектуального развития может обучаться в школе, но сегодняшним детям в этом возрасте очень трудно переносить социально-личностную нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. А еще очень большую роль играет семейное воспитание, ведь в большинстве своем дети избалованы, эгоистичны. Да и родители не всегда правильно оценивают поведение своего ребенка из-за слепой любви к нему. Стесняются идти на тесный контакт с учителем, попросить совета психолога, социального педагога и других служб, способных им оказать помощь. На родительских собраниях я стараюсь дать совет родителям, к кому необходимо обратиться, приглашаю на собрания специалистов. Есть родители, которые обращаются к опытным педагогам-психологам.

Все изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют «адаптационной болезнью», «школьным шоком». В этот трудный  для ребенка период и в школе, и дома его необходимо окружить вниманием, проявлять доброжелательность и терпимость. И тогда неблагоприятные явления через какое-то время проходят: нормализуются сон, аппетит, исчезают жалобы на усталость, улучшается самочувствие ребенка. Исчезновение этих неблагоприятных явлений служит первым признаком начинающейся адаптации. Постепенно в организме ребенка и, прежде всего, в его центральной нервной системе наступают изменения, обеспечивающие успешность учебной работы. В этом случае говорят о завершении процесса адаптации к школе.

Нельзя забывать о том, что сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако нередки случаи, когда этот процесс не завершается на протяжении всего первого года.

Что же затрудняет процесс приспособления к школе? Одним из факторов, препятствующих нормальной адаптации ребенка к школе, как мы уже знаем, является недостаточный уровень «школьной зрелости».

Своевременная подготовка ребенка к школе, устранение в развитии отдельных систем, оздоровление его перед школой облегчают адаптацию к школе на первом году обучения. А это значит, что ребенок быстрее и с меньшим напряжением, меньшими «физиологическими затратами» справится с трудностями начала школьного обучения, будет здоровее, сможет лучше учиться.

Еще, на мой взгляд, очень важной проблемой адаптации в начальной школе является взаимодействие школы и семьи. Потому как большое влияние на развитие детей оказывают условия семейного воспитания. Особенно неблагоприятному воздействию они подвергаются в тех семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, постоянно конфликтуют между собой, так называемых «трудных», число который из года в год увеличивается. Тяжелые психотравмирующие переживания приводят к формированию у ребенка нежелательных личностных особенностей (скрытность, злобность, агрессивность, повышенная тревожность и напряженность), затрудняющих взаимоотношения со сверстниками в классе и с учителями. Такие дети невнимательны, так как постоянно сосредоточены на своих внутренних переживаниях; не умеют правильно организовывать свое время. Засиживаются у телевизора, у них нарушен режим питания и отдыха – все это уменьшает работоспособность и повышает утомляемость при учебе. Если в класс приходят дети из трудных семей, к ним нужен особый подход, учитель начальной школы должен стать им наставником, другом, уметь расположить ребенка к себе. Такие семьи я стараюсь выявить сразу, чтобы обратить внимание и более тщательно проводить индивидуальную работу с  ребенком из такой  семьи. Важно не ругать его перед всем классом, чтобы не навредить его психике.

Проблемы адаптации в начальной школе существовали и будут еще существовать до тех пор, пока не будет плодотворного сотрудничества семьи, дошкольного учреждения и школы.

Цель начальной школы – формирование у ребенка  умения учиться, создание условий, при которых обучение становится средством самовыражения, делая упор на том, чтобы наши дети были прежде всего здоровы и физически, и морально.

 10.02.2020